1
Федеральная программа - 06
2
1.
историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
2.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических
особенностей участников, направлена на формирование у них патриотизма,
социальной ответственности и уважения к многообразию культур народов
России, а также развитие личностных качеств, способствующих успешной
социализации, формированию экологического сознания и эстетического
вкуса, развитию способностей к самовыражению в различных видах
творчества и уважительного отношения к труду, укреплению ценности
семьи,
дружбы,
труда
и
знаний,
поддержанию
физического
и
психологического здоровья.
3.
Методологической основой разработки и реализации Программы
воспитательной работы являются два основных подхода: системнодеятельностный и аксиологический.
Системно-деятельностный
подход
подразумевает
организацию
воспитательной деятельности, в которой главное место отводится активной,
разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка и
специальным образом организованной совместной деятельности детей,
вожатых и педагогических работников в условиях временного детского
коллектива или временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических
техник и методов, которые способствуют развитию у детей и молодежи
нравственных качеств, ценностного восприятия мира, пониманию места
ценностей в окружающей действительности, формированию стремления к
непрерывному саморазвитию.
4.
Принципы реализации Программы:
- принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
-
принцип
системности,
воспитательной деятельности;
Федеральная программа - 06
непрерывности
и
преемственности
3
- принцип единства концептуальных подходов, методов и форм
воспитательной деятельности;
- принцип
учета возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников и их групп;
- принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей
детей;
-
принцип
реальности
и
измеримости
итогов
воспитательной
деятельности.
II. Целевой раздел Программы
5.
Целью Программы является актуализация, формирование и
внедрение единых подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в
сфере организации отдыха и оздоровления детей в преемственности с единой
системой воспитания и государственной политики в области образования
подрастающего поколения в Российской Федерации.
6.
-
Задачами Программы являются:
разработка
единых
подходов
к
воспитательной
работе
педагогического коллектива организации отдыха детей и их оздоровления, а
также иных организаций, осуществляющих воспитательные, досуговые и
развивающие программы в сфере детского отдыха;
- внедрение единых принципов, методов и форм организации
воспитательной деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в
их применении к процессу воспитания,
формирования и развития
субъектности детей в условиях временного детского коллектива;
- разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов
мониторинга и оценки качества воспитательного процесса при реализации
Программы в организации отдыха детей и их оздоровления, а также в иных
организациях, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие
программы в сфере детского отдыха.
Федеральная программа - 06
4
8. При реализации цели Программы
особенности
участников
смен
ЛОЛ
учитываются возрастные
«Солнышко»
на
базе
МБОУ
«Самофаловская СШ»:
7 — 10 лет — дети младшего школьного возраста;
1 1 — 14 лет — дети среднего школьного возраста;
9.
Конкретизация цели воспитательной работы применительно к
возрастным особенностям детей позволяет выделить в ней следующие
целевые приоритеты:
9.1.
В воспитании детей младшего школьного возраста целевым
приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
участниками социально значимых знаний — базовых норм поведения и
культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом возрасте
направлено на формирование у детей представлений о гражданских,
нравственных и эстетических ценностях, развивает чувство принадлежности
к семье, коллективу и Родине.
9.2.
В воспитании детей среднего школьного возраста целевым
приоритетом является создание условий для развития социально значимых и
ценностных отношений. Воспитательная работа в этом возрасте направлена
на формирование самостоятельности в принятии решений, осознанного
отношения к гражданским обязанностям, уважения к традициям и
культурным ценностям, развивает способность к социальной активности и
навыки взаимодействия с окружающими.
10.
Разделы Программы раскрывают особенности формирования
содержания воспитательной работы, а блоки «Мир», «Россия», «Человек»
определяют ключевые сквозные векторы содержания инвариантных и
вариативных модулей в воспитательной работе ЛОЛ «Солнышко».
III. Содержательный раздел
11. В основу каждого направления воспитательной работы в ЛОЛ
«Солнышко»
заложены
Федеральная программа - 06
базовые
ценности,
которые
способствуют
5
всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных
условиях.
Основные направления воспитательной работы ЛОЛ «Солнышко»
включают в себя:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к многонациональному народу России как источнику власти в российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, знание
и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и
уважения к другим народам России, формирование общероссийской
культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России,
формирование традиционных российских
семейных
ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие
самостоятельности,
трудовую
деятельность,
получение
профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде,
профессиональной деятельности;
физическое
образа
жизни
воспитание,
и
формирование
эмоционального
культуры
благополучия:
здорового
компонент
здоровьесберегающей работы, создание благоприятного психологического
климата,
обеспечение
рациональной
и
безопасной
организации
оздоровительного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной
Федеральная программа - 06
6
работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение
детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей; познавательное
направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей,
природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных
интересов и общественных потребностей.
12.
В общем блоке реализации содержания «Мир» учитываются
такие категории, как мировая культура, знакомство с достижениями науки с
античных времен до наших дней, вклад российских ученых и деятелей
культуры в мировые культуру и науку; знакомство с духовными ценностями
человечества. Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах:
игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и
общероссийским
культурным
наследием
литературы,
музыки,
изобразительного творчества, архитектуры, театра, балета, кинематографа,
мультипликации;
тематические
мероприятия,
направленные
на
формирование культуры мира, позволяющие детям осознать важность
уважения к разнообразию культур и народов, развить навыки гармоничного
взаимодействия и сотрудничества; просмотр научно-популярных фильмов;
тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного воспитания;
проведение обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности,
справедливости и милосердия.
13.
В общем блоке реализации содержания «Россия» предлагаются
пять комплексов мероприятий:
13.1. Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его
тысячелетней историей, общероссийской культурной принадлежностью и
идентичностью, историческим единством народа России, общностью его
Федеральная программа - 06
7
исторической судьбы, памятью предков, передавших любовь и уважение к
Отечеству, веру в добро и справедливость. Формы мероприятий:
торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации в день открытия (закрытия) смены и в дни
государственных праздников Российской Федерации, а также ежедневные
церемонии
подъема
(спуска)
Государственного
флага
Российской
Федерации; тематические дни; использование в работе материалов о
цивилизационном наследии России, включающих знания о родной природе,
достижения культуры и искусства.
13.2. Второй комплекс мероприятий связан с суверенитетом и
безопасностью, защитой российского общества, народа России, памяти
защитников
Отечества
и
подвигов
героев
Отечества,
сохранением
исторической правды. Форматы мероприятий:
проведение
тематических
занятий
о
героизме
и
мужестве,
раскрывающих важность сохранения памяти о подвигах наших предков,
защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии;
вовлечение детей старших отрядов в просветительский проект «Без срока
давности», который нацелен на патриотическое воспитание детей и
подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным
российским духовно-нравственным ценностям любви к Родине, добру,
милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга; посещение
мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию
памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы
Великой Отечественной войны.
13.3. Третий
комплекс
мероприятий
направлен
на
служение
российскому обществу и исторически сложившемуся государственному
единству, и приверженности Российскому государству и раскрывает
многообразие
национальностей
России,
национальные общины, религии, культуры, языки.
Федеральная программа - 06
российского
общества:
8
13.4. Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языкомгосударственным языком Российской Федерации.
Формы мероприятий:
организация выставок книг, посвященных русскому языку, русской
литературе и русской культуре; культурно-просветительские мероприятия,
направленные на знакомство с историей и богатством русского языка, его
ролью в культуре и искусстве.
- литературные конкурсы, конкурсы чтецов; проекты по собранию
русских пословиц и поговорок; крылатых выражений о родстве, дружбе,
верности и других нравственных ориентирах.
13.5. Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой
Родины, своего края, России), с ответственностью за сохранение природы
перед будущими поколениями и бережным отношением в использовании
природных ресурсов.
Формы мероприятий:
экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания
детей; экскурсии по территории, знакомящие детей с природными
объектами, позволяющие изучать природные объекты в естественной среде,
обеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в целостной экосистеме;
беседы
об
особенностях
преимущества
раздельного
родного
края;
сбора
твердых
акции,
демонстрирующие
коммунальных
отходов,
повторного использования, бережного отношения к ресурсам: воде,
электричеству, которые учат детей минимизировать или ликвидировать вред,
наносимый природе; • конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на
экологическую тематику.
14.
Общий блок реализации содержания «Человек» отражает
комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового
образа жизни, личной и общественной безопасности.
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:
Федеральная программа - 06
9
проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий:
зарядка, спортивные игры и соревнования; беседы, направленные на
профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям
физкультурой
и
спортом;
создание
условий
для
физической
и
психологической безопасности ребенка в условиях организации отдыха
детей и их оздоровления, профилактика травли в детской и подростковой
среде, психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в
организации; проведение целенаправленной работы всего педагогического
коллектива
по
созданию
эффективной
профилактической
среды
и
обеспечение безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности; проведение инструктажей и игр, знакомящих
с правилами безопасного поведения на дорогах и в транспорте, правилами
пожарной безопасности, правилами безопасности при занятиях спортом,
правилами поведения на водоемах, правилами поведения в общественных
местах, правилами поведения при массовом скоплении людей; разработка и
реализация разных форм профилактических воспитательных мероприятий:
антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, против
вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, в деструктивные
молодежные, религиозные объединения, субкультуры, информирующие о
безопасности
дорожного
движения,
противопожарной
гражданской
обороны,
антитеррористической,
безопасность,
антиэкстремистской
безопасности; поддержка инициатив детей, вожатых и педагогических
работников
в
сфере
профилактики
укрепления
правонарушений,
альтернативной
девиантному
безопасности
девиаций,
поведению
жизнедеятельности,
организация
деятельности,
познание
(путешествия),
испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество,
деятельность
(в
том
числе
профессиональная,
религиознодуховная,
благотворительная, искусство);
мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей
и подростков социально-ценностного отношения к семье как первоосновы
Федеральная программа - 06
10
принадлежности к многонациональному народу России, Отечеству; игры,
проекты,
мероприятия,
направленные
на
формирование
бережного
отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей,
воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа;
подготовка детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути с
ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи с использованием
проектной деятельности, различных игр, акций и мероприятий.
15.
Инвариантные общие содержательные модули включают:
15.1. Модуль «Спортивно-оздоровительная работа».
Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и их
оздоровления включает в себя организацию оптимального двигательного
режима с учетом возраста детей и состояния их здоровья. Физическое
воспитание реализуется посредством:
физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми
по графику, максимально на открытых площадках; различных видов
гимнастик, утренней вариативной зарядки (спортивная, танцевальная,
дыхательная,
беговая,
игровая);
динамических
пауз
в
организации
образовательной деятельности и режимных моментов; спортивно-массовых
мероприятий, предполагающих спартакиады, спортивные соревнования,
праздники, викторины, конкурсы; организации работы по знакомству с
правилами здорового питания с использованием материалов официального
сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека «здоровое-питание.рф».
Спортивно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с
медицинским персоналом с учетом возраста детей и показателей здоровья.
15.2. Модуль «Культура России».
Данный модуль реализуется в целях содействия формированию
нравственной,
ответственной,
самостоятельно
мыслящей,
творческой
личности, соотносится с задачами государственной политики в области
интересов детей, а также в части поддержки и сохранения традиционных
Федеральная программа - 06
11
российских
духовно-нравственных
ценностей,
а
также
является
инструментом передачи свода моральных, этических и эстетических
ценностей, составляющих ядро национальной российской самобытности, в
деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления.
Воспитательная
работа
предполагает
просмотр
отечественных
кинофильмов; проведение «громких» чтений, чтений по ролям; постановки
спектаклей;
реализацию
иных
форм
мероприятий
на
основе
и
с
привлечением произведений, созданных отечественными учреждениями
культуры, в том числе в рамках тематического дня.
Организация воспитательной работы в рамках модуля «Культура
России» возможна с использованием различных безвозмездных электронных
ресурсов, созданных в сфере культуры: «Культура.РФ», Национальная
электронная библиотека, Национальная электронная детская библиотека,
Президентская библиотека и других.
15.3. Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение».
Психолого-педагогическое
сопровождение
осуществляется
при
наличии в штате организации отдыха детей и их оздоровления педагогапсихолога и включает в себя описание работы педагога-психолога
(структурного подразделения оказания психолого-педагогической помощи
организации отдыха детей и их оздоровления), которая базируется на
соблюдении
профессиональных
принципов
сообщества
педагогов-
психологов.
Комплексная работа педагога-психолога (структурного подразделения
оказания психолого-педагогической помощи организации отдыха детей и их
оздоровления) включает в себя вариативность направлений психологопедагогического сопровождения детей на протяжении всего периода их
пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления: сохранение и
укрепление
психического
творческого
потенциала
психологическая
Федеральная программа - 06
здоровья
детей
поддержка
и
детей;
их
одаренных
содействие
способностей,
детей,
детей
в
раскрытии
выявление
с
и
особыми
12
образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей ветеранов боевых
действий; детей участников (ветеранов) специальной военной операции;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников;
поддержка
педагогического
детских
сопровождения:
объединений.
Формы
консультирование,
психологодиагностика,
коррекционно-развивающая работа, профилактика, просвещение.
15.4. Модуль «Детское самоуправление».
15.4.1. На уровне организации отдыха детей и их оздоровления:
самоуправление в организации отдыха детей и их оздоровления может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К
временным органам самоуправления относятся: дежурный отряд, творческие
и инициативные группы, советы дела. Постоянно действующие органы
самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов,
деятельность клубов, штабов.
15.4.2.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных
по инициативе и предложениям членов отряда, представляющих интересы
отряда в общих делах организации отдыха детей и их оздоровления, при
взаимодействии с администрацией организации отдыха детей и их
оздоровления.
15.4.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции детей направлена на формирование у детей
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, вовлечение
их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности детей строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
детей); соответствия символов и процедур награждения укладу организации
отдыха детей и их оздоровления, качеству воспитывающей среды, символике
Федеральная программа - 06
13
организации отдыха детей и их оздоровления; прозрачности правил
поощрения
(наличие
положения
о
награждениях,
соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур); регулирования частоты
награждений
(недопущение
избыточности
в
поощрениях,
чрезмерно
больших групп поощряемых); сочетания индивидуального и коллективного
поощрения в целях стимулирования индивидуальной и коллективной
активности детей, преодоления межличностных противоречий между
детьми, получившими и не получившими награды; дифференцированности
поощрений
(наличие
уровней
и
типов
наград
позволяет
продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
Система поощрения в организации отдыха детей и их оздоровления
включает в себя набор педагогических средств, приемов, методов,
обеспечивающих стимулирование индивидуального развития ребенка и
коллективного роста отряда.
Поощрения
социальной
успешности
и
проявлений
активной
жизненной позиции детей происходит на организационном уровне и
предполагает привлечение ребенка к участию в делах отряда и всей
организации отдыха детей и их оздоровления, включение в органы
самоуправления, где ребенку предоставляется право голоса при решении
ряда проблем, как правило, социального характера; на социальном уровне
представляет собой: вручение наград, дипломов за участие и победу в
конкурсных
мероприятиях;
публичные
поощрения
отрядных
и
индивидуальных достижений, в том числе создание портфолио; размещение
фотографий на почетном стенде или в официальных социальных сетях
организации отдыха детей и их оздоровления; на эмоциональном уровне как
создание ситуации успеха ребенка, которая формирует позитивную
мотивацию и самооценку.
15.5. Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная
и доступная среда для детей с особыми образовательными потребностями и
Федеральная программа - 06
14
направлено на социализацию детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее — ОВЗ), инвалидностью и адаптацию их в самостоятельной
жизни. При организации инклюзивного пространства создаются особые
условия:
организационное
обеспечение
(нормативно-правовая
база);
кадровое обеспечение, в том числе комплексное психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с ОВЗ, инвалидностью на протяжении всего периода
его пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления; программнометодическое обеспечение (реализация адаптированных образовательных
программ).
Специальными
задачами
воспитания
детей
с
особыми
образовательными потребностями являются: налаживание эмоциональноположительного взаимодействия с окружающими для их успешной
социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их
оздоровления; формирование доброжелательного отношения к детям и их
семьям со стороны всех участников воспитательного процесса; построение
воспитательной
работы
с
учетом
индивидуальных
особенностей
и
возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью следует
ориентироваться на:
формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием соответствующих возрасту и физическому
и
(или)
психическому
оптимальных
условий
состоянию
совместного
методов
воспитания
воспитания;
создание
детей
особыми
с
образовательными потребностями и их сверстников с использованием
вспомогательных технических средств коллективного и индивидуального
пользования и педагогических приемов, организацией совместных форм
работы
вожатых,
ориентированный
воспитателей,
подход
в
педагогов-психологов;
организации
всех
видов
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Федеральная программа - 06
личностнодеятельности
15
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является
равноправное включение в общий воспитательный процесс всех участников
смены (детей с ОВЗ, детей с особыми образовательными потребностями, их
нормативно развивающихся сверстников, воспитателей, вожатых, педагоговпсихологов).
15.6. Модуль «Профориентация».
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя
профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб и
осуществляется через:
профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые и деловые
игры, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение,
занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той
или иной интересной детям профессиональной деятельности.
15.7. Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в
Движении Первых».
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с
Движением Первых с целью формирования у детей представления о
назначении Движения Первых, о его месте и роли в достижении
приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном
вкладе в социально значимую деятельность. Предусмотрено включение в
Программу воспитательной работы следующих форматов:
программа профильной смены Движения Первых программы для детей
в возрасте от 7 до 17 лет, выстроенные по логике конструктора профильных
смен Движения Первых и направленные на приобщение подрастающего
поколения к российским традиционным духовно-нравственным ценностям,
создание условий для личностного развития и гражданского становления
детей, усвоение ими норм поведения в интересах человека, семьи, общества
и государства, вовлечение в деятельность Движения Первых. Одним из
Федеральная программа - 06
16
вариантов профильных смен Движения Первых для младших школьников
является программа «Содружество Орлят России.
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках
следующих возможных мероприятий и форм воспитательной работы:
классные встречи с успешными активистами Движения Первых —
волонтерские мастер-классы — проведение занятий и встреч для знакомства
детей с принципами, направлениями волонтерства и его историей; акции по
благоустройству территории, посадке деревьев, уборке природных зон —
вклад в сохранение окружающей среды и экологическое благополучие;
организация мероприятий для младших отрядов старшие дети помогают в
организации игр, представлений и праздников для младших, что развивает
навыки заботы о других и лидерские качества; обучение навыкам оказания
первой помощи — тренинги по оказанию первой помощи помогают детям
научиться заботиться о других и быть полезными в экстренных ситуациях.
Программно-методический комплекс Движения Первых включает
программы смен по направлениям деятельности, программы для актива,
программы лагерей дневного пребывания и содержит инструктивное
описание
деятельности
вожатых
и
участников
смены
по
каждому
мероприятию (сценарии, инструкции).
16. Вариативные содержательные модули.
16.1. Модуль «Кружки и секции».
Дополнительное образование детей в организации отдыха детей и их
оздоровления может являться одним из основных видов деятельности и
реализовываться
через
программы
профильных
(специализированных,
тематических) смен, а также деятельность кружковых объединений, секций,
клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях
организации отдыха детей и их оздоровления.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования
в
рамках
двух
направленностей
дополнительных
программ: художественная; физкультурно-спортивная.
Федеральная программа - 06
общеразвивающих
17
16.2. Модуль «Цифровая и медиа-среда».
Цифровая
мероприятий:
среда
воспитания
занятия
информационной
предполагает
направленные
безопасности,
на
ряд
следующих
формирование
информационной
культуры
грамотности,
противодействие распространению идеологии терроризма, профилактики
травли
в
информационнотелекоммуникационной
сети
«Интернет»;
освещение деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в
официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте
организации.
Воспитательный потенциал медиапространства реализуется в рамках
следующих видов и форм воспитательной работы:
детский редакционный совет с участием консультирующих их
взрослых, целью которого является освещение (через детскую газету
(стенгазету), группа вконтакте, телеграмм-канал) наиболее интересных
моментов жизни своего отряда или организации отдыха детей и их
оздоровления.
Механизмом реализации информационного обеспечения является
информирование возможных участников воспитательного процесса об
организации
отдыха
и
оздоровления
детей
через
информационно-
телекоммуникационную сеть «Интернет» и средства массовой информации.
16.3. Модуль «Детская дипломатия и международные отношения».
Детская дипломатия объединяет детей, проявляющих интерес к
общению с детьми другой страны. Дети знакомят друг друга с культурой,
языком, этикетом, историей своих стран.
Данный модуль может быть реализован в следующих формах
воспитательной работы: международные акции; международные конкурсы
художественного творчества или спортивные соревнования.
17.
При
планировании
и
реализации
содержания
программы
воспитательной работы обеспечивается интеграция смысловой основы и
единых воспитательных линий, включая каждое пространство, в котором
Федеральная программа - 06
18
ребенок совместно с коллективом реализует и развивает свои способности.
Уровни реализации содержания включают в себя:
При
планировании
и
реализации
содержания
Программы
используются следующие уровни воспитательной работы:
17.1. Общелагерный
уровень,
который
определяет
установки
содержания и демонстрацию ценностного отношения по каждому из
смысловых блоков: «Мир», «Россия» (включая региональный компонент),
«Человек». Каждая встреча всех участников смены, включая все направления
и всех специалистов, представляет собой совместное «проживание»
участниками эмоционального опыта, способствующего принятию ценностей,
определяющих воспитательный компонент.
17.2. Межотрядный уровень, который позволяет расширить спектр
коммуникативного пространства для ребенка. События организуются исходя
из возрастных особенностей и предполагают реализацию содержания по
нескольким отрядам (дружинам). Одной из эффективных и универсальных
форм работы на данном уровне является гостевание отрядов («отряд в гостях
у отряда»), которое предполагает взаимную подготовку и знакомство друг
друга с особенностями своего уклада.
17.3. Групповой
уровень,
который
соотносится
с
реализацией
содержания в формате объединений детей из разных отрядов в рамках
единого выбранного самими детьми направления: секции, студии и кружки,
органы самоуправления на общелагерном уровне. Особенность работы
заключается в разновозрастном формате совместной деятельности.
17.4. Отрядный уровень, который является ключевым воспитывающим
пространством, создающим уникальную среду совместного проживания и
совместного творчества детей и взрослых. Реализация воспитательного
потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создание благоприятной
Федеральная программа - 06
19
среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении
проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с
разными потребностями, давать им возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них
наставником, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в
отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов,
постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих,
декораторов и других;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив)
через игры, элементы тренингов на сплочение и командообразование, огонек
знакомства, визитные карточки отрядов;
- предъявление единых требований по выполнению режима и
распорядка
дня,
по
самообслуживанию,
дисциплине
и
поведению,
санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они
будут следовать в организации отдыха детей и их оздоровления, а также
символов,
названия,
девиза,
эмблемы,
песни,
которые
подчеркнут
принадлежность к конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций,
выявление лидеров, референтных групп, непопулярных детей через
наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации,
мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержку детских инициатив и детского самоуправления через
деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов
отряда представляющих интересы отряда в общих делах организации отдыха
детей
и
их
оздоровления,
при
взаимодействии
с
администрацией
организации отдыха детей и их оздоровления. При формировании структуры
Федеральная программа - 06
20
отрядного самоуправления применяется метод чередования творческих
поручений;
- проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный
сбор, утренний информационный сбор отряда и другие;
- проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое
камерное общение, отличающееся откровенностью, доброжелательностью,
эмпатичностью и поддержкой): огонек знакомства, огонек организационного
периода, огонек-анализ дня, огонек прощания, тематический огонек,
коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ
проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений;
-
организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как особый
тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской
группы направлена на создание нового продукта (творческого продукта),
улучшающего окружающую действительность (основу данной методики
составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие
каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от
планирования до анализа).
18.
Система индивидуальной работы с ребенком, а также психолого-
педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации
отдыха детей и их оздоровления направлена на создание комфортных
условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников.
IV. Организационный раздел
19.
Особенности воспитательной работы в ЛОЛ «Солнышко»
обусловлены прежде всего ресурсным потенциалом, продолжительностью
пребывания ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления в
течение дня, его занятостью, в том числе обязательной образовательной или
трудовой деятельностью, а также средой, в которой реализуется Программа.
20.
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей
организуется на базе общеобразовательных организаций. Для лагеря с
Федеральная программа - 06
21
дневным пребыванием детей характерны формы работы, не требующие
длительной подготовки, репетиций с участниками. Предпочтение отдается
игровым, конкурсным формам. В связи с тем, что основную часть
педагогического
коллектива
лагеря
с
дневным
пребыванием
детей
составляют педагогические работники общеобразовательной организации, в
календарном плане воспитательной работы преобладают привычные для
образовательной организации форматы.
21.
Уклад
Лол
«Солнышко»
задает
расписание
деятельности
организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие
особенности воспитательного процесса. Уклад организации включает
ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции
воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности,
определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытность
организации. На формирование уклада организации отдыха детей и их
оздоровления
влияют
региональные
особенности:
исторические,
этнокультурные, социальноэкономические, художественно-культурные, а
также тип поселения.
22.
Уклад
организации
отдыха
детей
и
их
оздоровления
непосредственно связан с такими характеристиками, как открытость
организации как социальной среды; цикличность (организация отдыха детей
и их оздоровления как воспитательная организация существует в ситуации
сменяемости периодов переходя от периода активной деятельности во время
смен к подготовительно-обобщающему периоду в межсезонье); временность
(коллектив каждой смены различен); предопределенность законов и
традиций.
23.
Элементами уклада являются:
23.1. Быт организации отдыха детей и их оздоровления является
элементом уклада повседневной жизни детей, вожатых, сотрудников
организации в течение смены и формирует архитектурно-планировочные
особенности организации отдыха детей и их оздоровления (близость к
Федеральная программа - 06
22
природной
среде,
благоустроенность,
техническая
оснащенность,
инфраструктура помещений для бытовых, досуговых, образовательных,
спортивных и других занятий).
23.2. Режим,
соблюдение
которого
связано
с
обеспечением
безопасности, охраной здоровья ребенка, что подкреплено правилами: «закон
точности» («нольноль»), «закон территории» и другие. Планирование
программы смены должно быть соотнесено с задачей оздоровления и отдыха
детей
в
каникулярный
период,
а
продолжительность
двигательной
активности и прогулок1 не должны быть сокращены из-за насыщенности
мероприятиями. Учитывая интенсивность деятельности в организациях
отдыха детей и
их оздоровления с круглосуточным пребыванием,
необходимо предусмотреть свободное время на восстановление, а также
использовать разнообразие и чередование форм деятельности.
23.3. Символическое пространство организации отдыха детей и их
оздоровления включает в себя традиции, правила, легенды, кричалки,
песенно-музыкальную культуру, ритуалы и другие. Каждый элемент
символического пространства организации отдыха детей и их оздоровления
имеет условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно
связанную по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями
и
принципами
политикой
в
жизнедеятельности
области
воспитания,
организации,
и
используемые
государственной
в
практической
деятельности. Песенно-музыкальная культура должна быть основана на
отечественном наследии, лучших образцах песенного и музыкального
творчества.
Легенды являются
уникальным инструментом
осознания
ребенком в процессе обсуждения с коллективом нравственных категорий,
Таблица 6.7 главы VI санитарных правил и норм СанПиН 12.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021
г., регистрационный № 62296), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный № 72558), действующих до 1 марта
2027 г.
1
Федеральная программа - 06
23
ценностей, являющимися основой воспитательной работы в организации
отдыха детей и их оздоровления. Также к символическому пространству
относятся информационные стенды для детей и сотрудников, отрядные
уголки.
Ритуалы могут быть:
торжественными (по поводу символических событий из жизни
организации отдыха детей и их оздоровления, общественной жизни):
торжественные линейки, ритуалы, связанные с атрибутами организации
(знамя, флаг, памятный знак); ритуалы повседневной жизни, которые
насыщают деятельность организации эмоционально-игровой атмосферой.
Они
регулируют
самые
повторяющиеся
(традиционные)
действия,
необходимые для стабильного функционирования организации: передача
дежурства, начало или завершение дела, дня, рабочая линейка, либо могут
представлять эмоциональный (романтический) фон повседневной жизни
организации.
24.
Реализация Программы включает в себя:
24.1. Подготовительный
этап
включает
в
себя
со
стороны
управленческого звена организации отдыха детей и их оздоровления подбор
и обучение педагогического состава с практическими блоками освоения
реализации
содержания
Программы,
установочное
педагогическое
совещание с включением всего кадрового состава, подготовка методических
материалов, включая примеры сценариев для проведения работы на
отрядном уровне, планирование деятельности, информационную работу с
родителем
(родителями)
или
законным
представителем
(законными
представителями).
24.2. Организационный период смены связан с реализацией основных
задач: адаптация детей к новым условиям, знакомство с режимом,
правилами, укладом организации отдыха детей и их оздоровления,
формирование
временный
детский
коллектив.
Содержание
событий
организационного периода представлено в инвариантных (обязательных)
Федеральная программа - 06
24
общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном
плане воспитательной работы.
24.3. Основной период смены направлен на максимальное развитие
личностного потенциала каждого ребенка посредством коллективной
деятельности как на уровне отряда, так и в иных объединениях. Содержание
событий основного периода представлено в инвариантных (обязательных)
общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном
плане воспитательной работы.
24.4. Итоговый период смены является ключевым этапом для
подведения итогов совместной деятельности, фиксации и принятием
участниками смены позитивного опыта и формированию индивидуальных
маршрутов дальнейшего развития потенциала детей, Содержание событий
итогового
периода
представлено
в
инвариантных
(обязательных)
общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном
плане.
24.5. Этап последействия включает в себя подведение итогов
реализации программы воспитательной работы, определение наиболее и
наименее эффективных форм деятельности, сопровождение детей и
поддержка в реализации идей и личностного потенциала по возвращении в
постоянный
детских
характеристик,
коллектив
направленных
посредством
или
переданных
обратной
в
связи
или
образовательную
организацию.
24.6. Анализ воспитательной работы организации отдыха детей и их
оздоровления осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами
результатов воспитания, личностными результатами воспитанников.
Основным методом анализа воспитательной работы в организации
отдыха детей и их оздоровления является самоанализ с целью выявления
основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов, который проводится
Федеральная программа - 06
25
ежегодно
для
круглогодичного
лагеря
и
по
окончании
летней
оздоровительной кампании для сезонного.
Планирование
анализа
воспитательной
работы
включается
в
календарный план воспитательной работы.
Анализ проводится совместно с вожатско-педагогическим составом, с
заместителем директора по воспитательной работе (старшим воспитателем,
педагогом-психологом, педагогом-организатором, социальным педагогом
(при наличии) с последующим обсуждением результатов на педагогическом
совете.
Основное внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с
качеством: реализации программы воспитательной работы в организации
отдыха детей и их оздоровления в целом; работы конкретных структурных
звеньев организации отдыха детей и их оздоровления (отрядов, органов
самоуправления,
кружков
и
секций);
деятельности
педагогического
коллектива; работы с родителем (родителями) или законным представителем
(законными представителями).
Итогом
самоанализа
является
перечень
достижений,
а
также
выявленных проблем, над решением которых предстоит работать вожатскопедагогическому коллективу.
Итогом результативности воспитательной работы (самоанализа) может
являться аналитическая справка, являющаяся основанием для корректировки
программы воспитания на следующий год.
25.
Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными
организациями в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
способствует успешной реализации Программы, включающей в себя
совместную деятельность с различными образовательными организациями,
организациями
культуры,
спорта,
общественными
и
молодежными
объединениями, иными юридическими лицами, разделяющими в своей
деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада
организации.
Наш
Федеральная программа - 06
лагерь
активно взаимодействует
с
МКУ
ЦСКБ
26
«Самофаловский ДК», представители дома культуры помогают в проведении
мероприятий, а также приглашают на мероприятия в Дом культуры.
Партнерское
взаимодействие
создает
многоуровневую
систему
поддержки организации отдыха и оздоровления детей и способствует более
эффективной реализации Программы воспитательной работы, развитию
социальных навыков у детей.
Реализация
31.
воспитательного
потенциала
взаимодействия
с
родительским сообществом родителями (законными представителями) детей
может предусматривать следующие форматы:
информирование родителя (родителей) или законного представителя
(законных
представителей)
до
начала
смены
об
особенностях
воспитательной работы, внутреннего распорядка и режима, необходимых
вещах, которые понадобятся ребенку, с помощью информации на сайте
организации.
Кадровое обеспечение реализации Программы предусматривает
32.
механизм
кадрового
обеспечения
организации
отдыха
детей
и
их
оздоровления, направленный на достижение высоких стандартов качества и
эффективности в области воспитательной работы с детьми: систему отбора,
форму
трудоустройства,
персонала
и
вожатых;
количество
необходимого
распределение
функционала,
педагогического
связанного
с
планированием, организацией, обеспечением и реализацией воспитательной
деятельности с указанием должностей в соответствии со штатным
расписанием
организации,
квалификации
расстановку
педагогических
кадров;
работников
в
вопросы
области
повышения
воспитания
и
образования; систему подготовки вожатых для работы в организации отдыха
детей и их оздоровления; систему мотивации и поддержки педагогических
работников и вожатых; систему методического обеспечения деятельности
вожатско-педагогического
состава;
систему
наставничества
и
преемственности в трудовом коллектив организации отдыха детей и их
оздоровления.
Федеральная программа - 06
27
33.
Методическое
обеспечение
реализации
Программы
предназначено для специалистов, ответственных за реализацию содержания
программы
смены
(руководитель
организации
отдыха
детей
и
их
оздоровления, заместитель руководителя по воспитательной работе, старший
воспитатель, старший вожатый).
Для подготовки кадрового состава
специалистами, ответственными за реализацию содержания программы,
создается
методический
комплекс,
включающий
типовые
сценарии
ключевых событий, памятки и инструкции, дидактические материалы,
диагностические материалы.
При
организации
обучения
кадрового
состава
рекомендуется
интегрировать содержание Программы в план подготовки, позволяя
специалистам организации отдыха детей и их оздоровления получить опыт
реализации Программы на практике, В рамках реализации содержания
Программы
ежесменно
рекомендуется
формирование
системы
аналитической деятельности, включающей педагогические совещания,
планерные встречи всего кадрового состава.
34.
Материально-техническое обеспечение реализации Программы:
- флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг
Российской Федерации, флаг субъекта Российской Федерации, флаг
организации отдыха детей и их оздоровления (при наличии);
- музыкальное оборудование и необходимые для качественного
музыкального оформления фонограммы, записи (при наличии);
- оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий,
отрядные места, отрядные уголки (стенды);
- спортивные площадки и спортивный инвентарь;
- канцелярские принадлежности в необходимом количестве для
качественного
Федеральная программа - 06
оформления
программных
событий
28
Календарный план - 06